лодки, Россия, берег, грибы, весна, наводнение, кувшинки, остров, азартные игры, Гатчина, девушка, императорский, пасмурно, женщина, пёс, акварель, набережная, мебель, собака, обнаженная, зелень, Блок, гитара, деревня, Фонтанка, пруд, модель, хлеб, пейзаж, сумерки, Канал Грибоедова, Исаакиевский собор, лето, иисус, Кара Даг, дорога,
код ссылки на нашу галерею
|
Попов Александр Андреевич (1852 - 1919)
Александр Андреевич Попов (15(27).02.1852 — 05.08.1919)
академик Императорской академии художеств.
Родился в селе Георгиевское Рыбинского уезда Ярославской губернии
восьмым ребенком в семье священника. Учился в Ярославском духовном
училище, с 1868 года — в Ярославской
духовной семинарии, где проявились его способности к живописи.
В 1872 году поступил в Императорскую Академию художеств на отделение
исторической живописи, где занимался под руководством профессоров
В.П. Верещагина,
П.П. Чистякова и
П.М. Шамшина. За период
обучения получил все существовавшие академические награды:
в 1875 — две малые серебряные медали за рисунок и этюд с натуры, в
1876 — две большие серебряные медали за рисунок и этюд с натуры, в
1878 — малую золотую медаль за программу «Авраам изгоняет из дома
Агарь с сыном ее Измаилом». В 1879 за картину «Блудница перед
Христом» был удостоен большой золотой медали, звания классного
художника 1-й степени и получил право на пенсионерскую поездку за
границу сроком на
четыре года. (В настоящее время полотно находится в экспозиции
Латвийского национального художественного музея).
Осенью 1880 года отправился за границу вместе с Л.Р.Веселовским и
И.Л. Аскназием. Посетил
Дрезден, Вену, Мюнхен и Париж, где в 1881 году полгода слушал лекции
и работал в мастерской известного французского художника Леона
Бонна. После посещения Флоренции, продолжил работать в Риме вместе с
И.Ф. Селезнёвым, С.В.
Бакаловичем и Ф.А.
Бронниковым. По итогам пенсионерской поездки в 1884 году был
награжден золотой медалью за картину «Погребение христианской
мученицы в катакомбах Рима». За время стажировки написал
картины: «Перед гробом мученика», «В Портоне», «Перед могилой
родителей», «Ave Maria», «Терраса на берегу моря», «На берегу моря»;
5 этюдов — «Девочка с голубями», «Мать с ребенком», «Голова
итальянки», «На террасе», «Часовня на острове Капри».
После поездки оставлен при Академии художеств, где 1885 году получил
звание академика, и в этом же году, по рекомендации Академии был
назначен директором рисовальной школы Одесского общества изящных
искусств. Совместно с К.К. Костанди, Г.А. Ладыженским и другими
художниками, поставил обучение в Одесской рисовальной школе на новые
основания.
В 1890 году выступил в качестве члена-учредителя Товарищества
южно-русских художников (ТЮРХ). В 1892 году был избран председателем
Товарищества и оставался в этом звании 10 лет до 1902 года.
В 1900 году назначен директором Художественного училища (с
1909 года Художественного училища им. Великого Князя Владимира
Александровича Одесского общества изящных искусств), созданного
Академией художеств на базе Одесской рисовальной школы в связи с
успешной подготовкой в ней художественных кадров.
В 1917 году, после ликвидации Императорской Академии художеств,
подал в отставку. Но преподавателем рисования и живописи остался до
самой смерти, последовавшей в августе 1919 года.
Будучи занятым организацией учебного процесса и преподаванием, в
оставшееся время выполнял заказы на портреты царских особ и образа
для иконостасов церквей. Для церкви на своей родине написал в
подарок «Тайную вечерю» размером 2,25х6 метров.
Очарованный видами одесского побережья, рисовал много морских
пейзажей в разное время года, в частности, серию картин «Море во
льдах». Написал также несколько жанровых работ, одна из которых — «В
отсутствие господ» находится в Одесском художественном музее.
Участвовал в выставках Петербургской академии искусств, почти во
всех выставках ТЮРХ, ХХ передвижной, выставках-лотереях,
благотворительных выставках, в художественно-промышленной выставке
1910 года. В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка
картин И.И. Левитана, В.А.
Симова и А.А. Попова.
Живописные работы художника находятся в музеях Риги, Одессы,
Николаева и др., во многих частных коллекциях России, Украины и
Дальнего Зарубежья.
Источники:
1. Фонд Российского Государственного исторического архива, фонд №
789, опись 8 - 1872, дело № 145, Попов Александр Андреевич
(охватывает период 1872 – 1917 г.г.), 77 л.; описи 10,18,19
2. Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,
31.
3. Материалы филиала ГУ ЯО «Государственный архив Ярославской
области» в городе Рыбинске, архивная справка от 30.10.2009 №
07-18/31
3. Ф.И. Булгаков. Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты,
граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия,
том 1, Санкт-Петербург, 1898 г.
4. Богдан Вероника-Ирина Трояновна. Исторический класс Академии
художеств второй половины ХIХ века. К вопросу об эволюции русской
исторической живописи.
Специальность 17.00.04 – изобразительное искусство. Диссертация на
соискание ученой степени кандидата искусствоведения, том 1,
Санкт-Петербург, 1994 г.
Информация предоставлена правнучкой художника Ольгой Николаевной
Шукленковой,
Санкт-Петербург,
onik48@list.ru
Картины художника
|
художник Попов Александр Андреевич , русский художник Попов Александр Андреевич , биография художника Попов Александр Андреевич , информация о художнике Попов Александр Андреевич
|