самовар, Море, абстракция, город, русалка, вороны, пёс, корабль, ванная, роза, композиция, Исаакиевский дворец, урожай, Гжель, скульптура, Алтай, Канал Грибоедова, парк, пушки, самовары, набережная, мебель, лес, Петербург, бюст, Вуокса, Натюрморт, рыбаки, Mary de Marko, застолье, праздник, зимородок, картина, река, горы, Санкт-Петербург, пугало,
код ссылки на нашу галерею
|
Чистяков Павел Петрович
(1832-1919)
"Единственным (в России) истинным учителем
незыблемых законов формы" почтительно назвал П. П. Чистякова
В. А. Серов. Такое признание
педагогического таланта мастера стало заслуженно традиционным,
подчас даже умаляя сам источник успеха - напряженную работу в
искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных
картин, современники видели начало "настоящей" русской исторической
живописи.
Родился Чистяков в семье крепостного, служившего
управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную.
Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться
рисованием.
В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в
классе исторической живописи П. В.
Басина.
В 1861 г. за программу "Великая княгиня Софья
Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил
большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно
мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями
героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей
исторической ролью. Психологическая характеристика действия
продемонстрировала новые возможности исторической живописи,
свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу
обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".
Осенью 1862 г. Чистяков отправился в
пенсионерскую поездку. В Италии он приступил к сочинению картины па
сюжет из Тацита "Последние минуты Мессалины, жены римского
императора Клавдия", в которой обратился к сложной пластической
задаче: чувственная жизнь перед лицом смерти. Работа осталась
незавершенной; более того, она стала своеобразным символом
творческой судьбы Чистякова - художника, знающего, что нужно
сделать, но не достигающего этого в своих произведениях. К картине
были написаны многочисленные этюды и эскизы. В них, особенно в
выполненных акварелью, любовь к которой он впоследствии привил и
своим ученикам, заметно влияние живописи
А. А. Иванова. В выборе
моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос
мастера, чуждый традиционным представлениям о "прекрасной" Италии.
После возвращения в Петербург в 1870 г. Чистяков
за четыре работы (в их числе "Римский нищий", 1867), получил звание
академика. Последствия перенесенной в Италии болезни осложняли
занятия живописью.
Картины художника
|
художник Чистяков Павел Петрович
, русский художник Чистяков Павел Петрович
, биография художника Чистяков Павел Петрович
, информация о художнике Чистяков Павел Петрович
|