Шамшин Петр Михайлович (1811-1895)Шамшин (Петр Михайлович, 1811 - 1895) - исторический живописец, сын академика-живописца, преподававшего рисование в классах Императорской Академии Художеств, десяти лет от роду был определен в ее воспитанники и состоял в ней в числе учеников профессора П.В. Басина. Окончил курс академии в 1833 г. со званием художника XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за картину: "Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии". В 1836 г., за картину "Избиение детей Ниобы", ему присуждена большая золотая медаль. Отправившись в том же году в Италию, пробыл в ней семь лет и по возвращении в Санкт-Петербург сделан учителем рисования в классах академии. В 1844 г., за картины: "Агарь в пустыне" и "Петр Великий в бурю на Лахте", получил звание академика, в 1853 г., за большой образ: "Воскресение Христово" (находится в домовой церкви академии), повышен из этого звания в степень профессора, 1859 г., вследствие изменения устава академии, переименован из учителей в адъюнкт-профессоры, в 1863 г. произведен в профессоры 1-й степени, в 1883 г. назначен ректором живописи и скульптуры и, наконец, незадолго до своей смерти, при введении в действие нового устава академии, уволен в отставку. Умелый рисовальщик
рутинно-академического направления, холодный в своих композициях и неважный
колорист, Шамшин занимался почти исключительно церковной живописью. Его
образа и стенные картины находятся во многих петербургских церквах,
а именно в Исаакиевском соборе, в церкви святого Мирония, лейб-егерского
полка, Благовещенской лейб-гвардии конного полка, греческой посольской,
Павловского института, университета, инженерного училища, почтамта ("Видение
святого Константина"), а также в московском Храме Спасителя (живопись
на стенах придела святого Николая Чудотворца и большая картина "Сретение
Господне"), в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе,
в церкви Ивангородской в Нарве, Уяздовского госпиталя в Варшаве, русского
посольства в Афинах и некоторые другие. В Императорском Эрмитаже им
расписана зала этрурских ваз. Из немногих картин Шамшина на сюжеты из русской
истории только две являлись на публичных выставках: вышеупомянутое изображение
эпизода из жизни Петра Великого (в 1844 г.) и "Призвание Михаила Федоровича
на царство" (в 1876 г.).
Картины художника |