Зима, художники, сад, блюдо, картинная галерея, корабли, сервиз, калина, пруд, облака, масло, день, Китай, ню, мебель, ветер, холст, ссср, зелень, белый, фрукты, стройка, овощи, люди, дерево, розы, дом, ваза, пугало, парк, горы, толпа, акварель, яхты, балерина, водка, набережная,
код ссылки на нашу галерею
|
Лисицкий Лазарь Маркович
(1890-1941)
В плеяде "первых лиц" русского авангарда место Л.
М. Лисицкого по-своему уникально. Он не был открывателем и
проповедником системы (таким, как
К. С. Малевич или
В. Е. Татлин), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло
художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству
необычайную прикладную широту.
С именем Лисицкого в наибольшей мере связано
распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто
другой он способствовал ее международному признанию, активно
участвуя в интернациональных проектах.
Детство Лисицкого прошло в провинциальном
Витебске, однако с самых первых творческих шагов он утвердил себя
как европеец (впрочем, уже его отец знал два языка и для себя
переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом
инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в
Германии (1909-14), в Париже общался с художественной богемой,
изучал старое искусство в путешествии по Италии.
Возвращение в Россию стало в какой-то мере
"припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком
еврейской национальной эстетики и киевской "Культур-Лигой",
оформляет несколько книг на еврейском языке ("Пражская легенда" М.
Бродерзона, 1917; "Козочка", 1919; "Украинские народные сказки",
1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами
"мироскуснической" графики.
Но "национальный" этап продлился недолго - само
революционное время активизировало космополитизм и жажду всеобщего
языка искусства. В период преподавания архитектуры и печатного дела
в Народной художественной школе в Витебске (1919- 20) Лисицкий
приходит к беспредметному творчеству. В Витебск его пригласил
М. 3. Шагал, но "левый
поворот" случился под влиянием
Малевича, вытеснившего Шагала
со сцены и превратившего тихий город в "супрематическую столицу".
Лисицкий стал членом основанного Малевичем
общества У повис ("Утвердители нового искусства"); формообразующие
принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах
(плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический
сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в "проунах"
("проекты утверждения нового", 1919-24). Являясь пространственными
моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести
супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной
городской среды - они же послужили основой неосуществленных
архитектурных замыслов Лисицкого (горизонтального небоскреба,
дома-коммуны, яхт-клуба).
Другой формой разработки супрематических законов
стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной
постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-21), задуманной
художником как "электромеханическое шоу". Машинерия,
изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших
его изобретений - проект передвижной ораторской трибуны 1924 г.).
Картины художника
|
художник Лисицкий Лазарь Маркович
, русский художник Лисицкий Лазарь Маркович
, биография художника Лисицкий Лазарь Маркович
, информация о художнике Лисицкий Лазарь Маркович
|