Малевич Казимир Северинович (1878-1935)Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист. Вхождение в круг новаторов Малевич участвовал в выставках, инициированных М.
Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и
«Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз
молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914);
в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал
в вечерах-диспутах. С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.). Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.). Возникновение супрематизма После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных
патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства
«Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного
геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм».
Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным
чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где
господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование
«супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем»,
образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия»,
что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование».
На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим
словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо
всеми остальными компонентами живописи. В мае 1917 был избран в совет профессионального
Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации
(молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции
Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную
работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет».
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича
комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране
художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей
Кремля.
Работы художника |