Соколов Петр Федорович (1791-1848)СОКОЛОВ Петр Федорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях. Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта. Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева. За программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора» Петр Федорович получил вторую (малую) золотую медаль. Мечтая, как и все художники-академисты, продолжить образование в Италии, а на это давала право лишь первая золотая медаль, Соколов остался в Академии еще на год. Он вновь участвовал в конкурсе, но и вторая попытка не увенчалась успехом. И кто знает, как сложилась бы его творческая жизнь, если бы фортуна ему сопутствовала. Сколько усилий, времени, таланта было бы отдано «высокому»
жанру — историческому, и какое место в его творчестве занял
бы жанр портретный? Не повторил ли бы он трагическую ошибку
О.Кипренского?
Создавая прекрасные портреты, художник фактически убивал
себя мыслями о том, что не создаёт больших исторических,
сюжетных полотен, которые должны были обессмертить его Акварельная живопись Петербурга и России достигала исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, возможность фиксировать образ без многочисленных и утомительных сеансов позирования, воздушность колорита, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества. Акварельные портреты заказывались всеми членами
царствующего дома, аристократами, великосветскими
красавицами, высшими военными чинами, министрами,
дипломатами, всеми сколько-нибудь состоятельными людьми.
Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года
считалось признаком хорошего тона и благосостояния. В ту
пору, было принято заказывать графические портреты близких,
друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в
путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на
стол. В 1821 году по рекомендации флигель-адъютанта графа
С.Ф.Апраксина, с которым П.Ф.Соколов был дружен, художника
пригласили для работы в Аничков дворец. Удачно исполнив
портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича,
будущего императора, он стал получать заказы от
императорского дома.
Работы художника |