Пуни Иван Альбертович (1892-1956)И. А. Пуни запомнился современникам как последовательный кубист, крепкий живописец, утверждавший в дискуссиях 1920-х гг. бесполезность художника для производства, заявлявший о красивости небоскребов и машин самих по себе, впервые, пожалуй, делая разграничение между технической и художественной эстетикой. Родился Пуни в семье известного виолончелиста А.
Ц. Пуни. Начальное художественное образование получил дома, брал
уроки у И. Е. Репина. В 1913 г. вновь отправился в Париж, где увлекся
кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых. В январе 1916 г. вместе с К. С. Малевичем Пуни провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также жанровых картин и портретов ("Скачки", "Парикмахерская", "Игроки в карты", "Автопортрет"). Позднее, в Берлине в 1923 г., Пуни невысоко оценивал достижения русского беспредметного искусства (и своего собственного), определяя его как "беспредметное конструирование", "триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов". После революционных событий Пуни активно занимался организационно-творческой работой: был одним из учредителей союза "Свобода искусству" (1917), в 1918 г. стал профессором петроградских ГСХМ, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской революции, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил проект печати для Совнаркома. В январе 1919 г.
М. 3. Шагал пригласил
супругов Пуни преподавать в Витебскую народную художественную школу,
но уже осенью Пуни возвратились в Петроград и в конце года выехали в
Финляндию, а оттуда осенью 1920 г. - в Берлин. С 1923 г. Пуни жил во Франции, общался с
художниками современных направлений - Ф. Леже, А. Марке, А.
Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом,
дадаизмом, кубизмом. Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в 1970-х гг. благодаря возросшему интересу к искусству авангарда. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки.
Картины художника |