Никитин Гурий (Кинешемцев) (1620/25-1691)
Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова, над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653). Подъем русского монументально-декоративного искусства падает на 60 — 70-е
годы XVII в. В это время возобновляются росписи Архангельского собора
Московского Кремля (1666), среди которых несколько воинов-мучеников на столбах и
отдельные части композиции «Страшного суда» принадлежат руке Н, Г.
Уже в 1660-х годах Н. Г. был признанным мастером «стенного письма».
На стенах Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662 — 1668) представлены «Троичный», христологический и апокалиптический циклы.
Н. Г. принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» и др.). В них проявились
присущие его манере прием «незеркальной» симметрии композиции, чувство ритма, внутренняя динамика образов, энергичная пластическая лепка формы, контрасты светотени. Н. Г. смело подходит к решению неканонических сцен (в «Апокалипсисе»), проявляя недюжинную творческую
фантазию и дар прирожденного декоратора.
В соборе Богоявленского монастыря в Костроме (1667 — 1672) на стенах масштабно воспроизведены «иконные» образы «Вседержитель на престоле», «Николай Чудотворец», «Смоленская», «Кипрская», «Владимирская». «Федоровская»
Богоматерь. (Тенденция к подмене росписями иконостаса характерна для XVII столетия.) На сводах и частично на стенах собора
размещаются композиции, иллюстрирующие «Символ веры», в т.ч. на западной стене — «Страшный суд». Два яруса стенных
росписей посвящены христологической тематике (за исключением участков, занятых «иконами»), Н. Г. и Силой Савиным были поновлены и частично переписаны уже
существовавшие росписи XVI в. Они очень бережно отнеслись к остаткам
первоначального ансамбля и даже в созданных заново композициях учли стилистические особенности манеры своих
предшественников: фигуры их имеют крупные размеры, движения персонажей сдержанны, но
выдают сильный внутренний порыв. Живопись умело выявляет объем и
материальность форм, она исполнена подлинной монументальности, которой соответствует и патетика образов.
Для работ Н. Г. всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой
внутренней значительности.
Картины художника |