Владимиров Иосиф (уп. 1642—1666)
ВЛАДИМИРОВ ИОСИФ (Осип), годы жизни неизвестны, — русский живописец и знаменщик Оружейной палаты, уроженец Ярославля; участник крупных
живописных и стенописных работ в Москве в 40 — 60-х годах XVII в. (росписей Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, церкви Троицы в Никитниках); друг и соратник
Симона Ушакова, автор первого русского трактата об искусстве, составленного в форме письма — «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и
мудрейшему живописцу Симону Федоровичу». Ревнители старой манеры письма (вроде протопопа Аввакума) доказывали, что святых надо изображать с темными ликами и изможденными телами. В.И. возражает: не весь «род человеч во едино обличий создан», и не все «святыи смуглы и скудны» были плотью. Да и не были все древние иконы изначально темны по колориту, напротив — они были ярки и «светоносны — это время наложило на них свою печать. Многие святые при жизни были «благообразны»; даже если и был он изможден и темен ликом, то после смерти «просветится лице его паче солнца», и именно таким и нужно его изображать. Ведь в красоте Богоматери и святых люди должны увидеть изначальную красоту человека, которая дарована была ему Богом, и которую он утратил в грехопадении. Трактат В.И., благодаря содержащимся в нем рассуждениям о прекрасном, можно назвать первым в русской науке искусствоведческим исследованием. Здесь впервые в качестве основного при оценке произведений живописи выдвигается критерий художественности. Подлинно художественное изображение исполнено тонкой, благородной, одухотворенной, чувственно воспринимаемой красоты — так В.И. формулирует эстетический идеал своего времени, состоящий в единстве красоты, истинности и святости. Красота для В.И. неотделима от «живоподобия», которое является необходимым качеством произведения, ведь им отличались первые изображения, «истинные подобия» Христа (Плат Вероники, см. Спас Нерукотворный) и Богоматери («портрет», написанный евангелистом Лукой с натуры). Благосклонное восприятие провозглашенного художниками западноевропейского Возрождения эстетического идеала как сочетания красоты и жизнеподобия означало также и принятие западного искусства в качестве образца для подражания. В.И., в отличие от своих оппонентов, проклинающих «латинскую ересь», с восхищением отзывается об изяществе и высоком профессионализме западной живописи.
Картины художника |