Малютин Сергей Васильевич (1859-1937)В конце 1870-х гг. в Воронеже открылась передвижная выставка, среди посетителей которой оказался молодой человек из купеческой семьи, недавно окончивший бухгалтерские курсы и служивший конторщиком. Здесь он впервые встретился с подлинной живописью, и глубокие впечатления от увиденного придали вполне конкретный смысл его неопределенным мечтаниям: он твердо решил стать художником. Этим молодым человеком был С. В. Малютин. В 1883 г. он поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И. И. Левитан, С. А. и К. А Коровины, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину. В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е). В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в. В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино - имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей. По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн.
Картины художника |