Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников. Прянишников учился в МУЖВ (1856-
65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и
строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному
обобщению натуры. Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины. Следующий этап развития творчества
Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки"
(1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были
признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей
композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в
этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную
среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых
автором из народной жизни.
Картины художника |