Лабас Александр Аркадьевич
(1900-1983)
"У Лабаса глаз чуток к необычному", - написал о
нем один из критиков. В самом деле это очень точное определение сути
его творчества. Не только увидеть необычное, чаще всего новое,
небывалое раньше в жизни, но и заставить зрителя пережить его как
чудо, прочувствовать на себе. Именно это стремление привело совсем
еще молодого художника в группу живописцев-новаторов, основавших в
1925 г. OCT.
Большинство из них только что окончило Вхутемас - художественный институт нового, тоже новаторского
характера. Председателем был избран учитель многих из них -
Д. П. Штеренберг. Лабас тоже учился после СХПУ (1912-17) в ГСХМ (1918-19)
и выросшем из них Вхутемасе (1921-24), где был затем оставлен
преподавать живопись.
Слово "станковисты" в названии общества и
означало стремление заниматься изобразительным искусством, в
частности - живописью, а не уходить в "производство вещей" (к чему
призывали тогда художников конструктивисты). Но живопись эта, не
внешне, а изнутри отражая меняющуюся на глазах жизнь, должна была
решительно обновиться, найти новый, острый язык, соответствующий
духу и смыслу этих изменений. Движение, скорость... Как передать это
впечатление в неподвижной живописи? Как выразить ощущение полета,
высоты, зыбкой пустоты за тонкими стенами кабины аэроплана?
Лабас едва намечает эту повисшую в бесконечности
кабину, будто в разрезе, - с пассажирами, спокойно сидящими на почти
невидимой опоре; чуть угадываются и крылья, растаявшие в золотистом
мареве ("В кабине аэроплана", 1928). Художник изображает не
механику, но чудо полета. Он ищет точный ритм движения поезда среди
смазанного скоростью расплывающегося пейзажа, и опять - с цветными
пятнышками пассажиров в смело разрезанном поперек вагоне ("Едут",
1928).
Он пишет без конца паровозы, самолеты,
дирижабли, пренебрегая техническими подробностями, но ловя ощущения
новизны, подвижности, непривычных точек зрения на вещи - снизу вверх
или сверху, с высоты полета. Как мир, который он изображает, сама
его живопись легка, подвижна, порой неопределенна, обращена не к
предмету, а к чувствам, которые он возбуждает. Он пишет город,
уходящий в небеса этажами домов, оживленный людьми, мчащимися в
разные стороны трамваями, извозчиками, автомобилями ("Городская
площадь", 1926). Пишет бесконечно струящиеся вверх и вниз сквозь
гигантскую трубу полосы эскалаторов...
Конец 1920-х - начало 1930-х гг. - взлет
творчества Лабаса, когда это ощущение пестроты и стремительности
жизни было у него наиболее органичным. Потом многое сгладилось. Но
ощущение нарядной и радостной легкости, красоты жизни художник донес
до поздних своих лет, воплотив его в светлых и ярких акварелях,
написанных в Крыму, в Прибалтике, в Подмосковье.
Картины художника
|