Дейнека Александр Александрович
(1899-1969)
Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос
советской истории 1920-30-х гг., ее наглядные лозунги и призывы.
Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в
здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его
живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью.
До того, как стать студентом Вхутемаса
(1920-25), Дейнека учился в Харьковском художественном училище
(1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял
агитпоезда и делал плакаты для курских "Окон РОСТА".
Жизненный опыт и принадлежность к новому
поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную
позицию. Между тем, став членом ОСТа (1925), именуемого "самой левой
среди правых группировок", Дейнека оказался в ряду защитников
станковой картины и, следовательно, противником авангардистской
программы "производственного искусства". Правда, культивируемая "остовцами"
картина должна была стать абсолютно новой по языку и тематике и с
прежними традициями не связанной. Прежде всего, Дейнека не был
скован живописной традицией, как таковой. Он учился на
полиграфическом отделении Вхутемаса у
В. А. Фаворского и
И. И. Нивинского; работал в плакатной и журнальной графике (в журналах
"Безбожник у станка", "У станка", "Прожектор") и в свою живопись
привнес чисто графическое понимание формы.
Его картины не красочны - динамическая
выразительность композиций строится на точно выверенном линейном
ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно
монументальную лаконичность ("На стройке новых цехов", 1926;
"Оборона Петрограда", 1928; "Лыжники", "Бег", обе 1934). Динамичный
ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам
становятся своего рода "визитной карточкой" художника - по этим
признакам безошибочно узнается не только его книжная графика
("Кутерьма" Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные
работы (мозаики московских станций метро "Маяковская", 1939,
"Новокузнецкая", 1943), но и более поздняя живопись ("Окраина
Москвы", 1941; "Оборона Севастополя", 1942; "У моря", 1956-57),
казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики.
В творчестве Дейнеки в полной мере
воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа - "техницистов",
вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и
спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому
экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник
во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта
отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое
звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ
физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама
его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность
композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой.
Однако параллельно развивается, с годами
становясь все более значимой, иная область его творчества - камерные
портреты, натурные пейзажи. В этих "малых" жанрах, уже не будучи
связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает
лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как
бы скрытый.
Картины художника
|