Нивинский Игнатий Игнатьевич (1881-1933)Поставленная в 1922 г. на сцене 3-й студии МХАТа комедия-сказка К. Гоцци "Принцесса Турандот" стала одним из символов новой театральной эпохи. Необычные декорации, много способствовавшие успеху этой лучшей работы Е. Б. Вахтангова, делал И. И. Нивинский. Он выстроил на сцене условный, совершенно фантастический театральный "Китай" из наклонных цветных плоскостей, иероглифов на свисающих ярких полотнищах и непонятной, но пластич ной наклонной штанги. Режиссер хотел, по словам Нивинского, "заставить декорации играть, принимать участие в действии пьесы, а не служить ему только фоном". Художник воплотил этот замысел с блеском. Между тем Нивинский не был театральным художником
по преимуществу. Окончив в 1898 г. СХПУ, он несколько лет преподает
там же рисунок. В 1906-11 гг. он руководит украшением залов
строящегося в Москве Музея изящных искусств (ныне Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он пишет и картины
маслом ("Венера", "Св. Себастьян", "Дом с красной крышей", все 1916;
"Гурзуф. Мечеть", 1917), а в 1911 г. начинает изучать технику
офорта, оказавшегося в конце концов главным в его творчестве. В
офортных сериях Нивинский по преимуществу романтик. В листах
"Итальянской сюиты" (1912) ощутимо заметное влияние офортов
итальянца Пиранези и английского мастера Ф. Бренгвина с их
живописным штрихом, резкими ракурсами и сочной светотенью. Более
камерны небольшие листы "Крымской сюиты" (1916-17). А в "Кавказских
каприччио" (1923-25), с их отчетливыми монтажными стыками
раз-нопространственных мотивов и цветными подкладками-плашками,
выделяющими некоторые фрагменты, очевидно стремление преодолеть
стилевые рамки классической гравюрной техники. К острому, почти
плакатному монтажу прибегает художник и в последней своей серии
цветных офортов - "ЗАГЭС" (1927). Картины художника |