море, Коктебель, розы, тело, Китай, стройка, ню, Петр I, композиция, матрёшка, люди, весна, река, фурнитура, небо, палки, молодой, лес, залив, скульптура, полевые цветы, кофе, статуэтка, хмурый, деревня, горы, шторм, набережная, зимородок, рабочие, моряки, птицы, дома, капюшон, крыши, сумерки, каналы,
код ссылки на нашу галерею
|
Чистяков Павел Петрович
(1832-1919)
"Единственным (в России) истинным учителем
незыблемых законов формы" почтительно назвал П. П. Чистякова
В. А. Серов. Такое признание
педагогического таланта мастера стало заслуженно традиционным,
подчас даже умаляя сам источник успеха - напряженную работу в
искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных
картин, современники видели начало "настоящей" русской исторической
живописи.
Родился Чистяков в семье крепостного, служившего
управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную.
Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться
рисованием.
В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в
классе исторической живописи П. В.
Басина.
В 1861 г. за программу "Великая княгиня Софья
Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил
большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно
мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями
героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей
исторической ролью. Психологическая характеристика действия
продемонстрировала новые возможности исторической живописи,
свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу
обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".
Осенью 1862 г. Чистяков отправился в
пенсионерскую поездку. В Италии он приступил к сочинению картины па
сюжет из Тацита "Последние минуты Мессалины, жены римского
императора Клавдия", в которой обратился к сложной пластической
задаче: чувственная жизнь перед лицом смерти. Работа осталась
незавершенной; более того, она стала своеобразным символом
творческой судьбы Чистякова - художника, знающего, что нужно
сделать, но не достигающего этого в своих произведениях. К картине
были написаны многочисленные этюды и эскизы. В них, особенно в
выполненных акварелью, любовь к которой он впоследствии привил и
своим ученикам, заметно влияние живописи
А. А. Иванова. В выборе
моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос
мастера, чуждый традиционным представлениям о "прекрасной" Италии.
После возвращения в Петербург в 1870 г. Чистяков
за четыре работы (в их числе "Римский нищий", 1867), получил звание
академика. Последствия перенесенной в Италии болезни осложняли
занятия живописью.
Картины художника
|
художник Чистяков Павел Петрович
, русский художник Чистяков Павел Петрович
, биография художника Чистяков Павел Петрович
, информация о художнике Чистяков Павел Петрович
|