Шухаев Василий Иванович (1887-1973)В. И. Шухаев родился в семье сапожника, рано осиротел. Однако сумел поступить в СХПУ в Москве, где занимался под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской АХ (1906-12), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Оба были яркими представителями школы Кардовского, в их творчестве нашло отражение новое для тех лет направление - неоклассицизм. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. Дипломная работа художника "Вакханалия" (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Ориентированная на произведения П. Рубенса, она смущала своим откровенным и прямым обращением к искусству прошлого. Устремления молодого мастера поддержал А. Н. Бенуа, чей авторитет художественного критика был непререкаем. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер "Русского общества в Риме". Вскоре к нему присоединился Яковлев. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный "Арлекин и Пьеро". Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины", поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге; оба художника принимали участие в постановке. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена лишь в 1962 г. Художник изобразил себя в виде Пьеро. Точный академический рисунок, гладкая живопись, нарочито симметричная композиция этого полотна были своеобразной реакцией на эксперименты и новшества, отличавшие искусство тех лет. На живопись прошлых эпох ориентированы и другие произведения Шухаева. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения; портрет Е. Н. Шухаевой (1917) - старинные парадные портреты. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров "Мира искусства", в выставках которого художник принимал участие. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и "Цех живописцев святого Луки", одним из организаторов и участников этого творческого объединения Шухаев стал в 1917 г. Многие произведения Шухаева тех лет не дошли до наших дней, однако сохранилось большое количество натурных зарисовок, в которых художник показал себя великолепным рисовальщиком. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
Картины художника |