Рябушинский Николай Павлович (1877-1951)Рябушинский Николай Павлович - собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар. Происходил из известной семьи Рябушинских. После смерти отца вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир московской богемы. Рябушинский Н.П. связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством. Он стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Перед ним был пример Дягилева С.П., и Рябушинский Н.П. решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию "Мира искусства" Дягилева С.П. Он решил организовать выпуск художественного иллюстрированного журнала под названием "Золотое руно". Участвовать в этом проекте Рябушинский Н.П. пригласил: К.А.Сомова, Е.Е.Лансере, Остроумову, Л.С.Бакста, А.НБенуа. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Дебютом группы стала выставка "Алая роза", состоявшаяся в АП 1904-ИН 1904 в Саратове. Редакция журнала "Золотое руно" размещалась на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина Ф.И. журнал имел большой формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 руб. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинскому Н.П. приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К к.1906 доход от продажи "Золотого руна" составил 12 тыс.руб., а расходы превысили - 80 тыс. В 1907 оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций. Подражая Дягилеву С.П., Рябушинский Н.П. старался следовать по его стопам и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была выставка "Голубая роза". Выставка открылась в 1907 в доме на Мясницкой. Выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов Н.Н., Сарьян М.С., Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский. Всех их связывала общность эстетических принципов. После "Голубой розы" была организована еще серия выставок, устраивавшихся при финансовой помощи Рябушинского Н.П. и под маркой его журнала. К концу 1909 издатель "Золотого руна" разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картёжник, Рябушинский Н.П. однажды почти полностью проигрался. После этого он по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь, были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причём Рябушинскому Н.П. удалось выкупить некоторые свои картины. Любимую часть своей коллекции - картины русских мастеров
начала XX в. - он решил сохранить. Однако пожар на вилле "Чёрный лебедь" погубил ряд полотен. Случайно уцелел портрет Брюсова В.Я. работы Врубеля М.А. Т.о., от коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского
Н. Коллекционер был вынужден продать и своё небольшое собрание икон;
их новым обладателем стал известный собиратель Морозов А.В.
Революцию 1917 Рябушинский Н.П. встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства. Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России. В 1922 Рябушинский Н.П. эмигрировал во Францию. Умер в больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.
Картины художника |