Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955)А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать
начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где
увлеклась техникой гравюры, и в АХ, где занималась живописью в
мастерской И. Е. Репина. Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная
роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как
самостоятельного вида творчества - после долгого существования в
качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы
в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и
цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими
художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению
которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.). Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.
Картины художника |