Мансуров Павел Андреевич (1896-1983)Творческая биография П. А. Мансурова начинается с занятий в ЦУТР в Петербурге (1909-14), где он обучался гравюре и офорту под руководством В. В. Матэ. Одновременно (с 1912 г.) Мансуров посещал Рисовальную школу при ОПХ. В 1915 г. художник был мобилизован в Первый авиационный полк, а затем служил в Управлении Военно-воздушного флота, где делал чертежи ангаров для самолетов. Восхищение трудом авиаконструкторов и техникой вообще отразилось в дальнейшем в его художественном творчестве, когда он увлекся поисками живописных формул единых "экономичных законов", лежащих и в основе создания новой техники, и в творчестве самой природы, которая, следуя этим законам, создает бабочку или цветок. В 1917 г. Мансуров выполнил декорации и костюмы для петроградского артистического кабаре "Привал комедиантов". В первые дни октябрьского переворота он явился к А. В. Луначарскому и предложил представителю новой власти себя в качестве художника. Этот решительный поступок во многом определил в ближайшем будущем связующую роль Мансурова между художественным авангардом и Наркомпросом, который возглавлял Луначарский. В. Е. Татлин, К С. Малевич, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов - такие разные в своих теоретических творческих установках - тепло относились к молодому художнику. В долгих спорах с ними рождались его собственные концепции. Вслед за Татлиным Мансуров начал работать на доске, используя ее фактуру как выразительное средство в своих композициях. В 1919 г. он ассистировал Татлину в работе над проектом знаменитой "Башни" - памятника III Интернационала. Идеи "отца русского конструктивизма" об утилитарной экономичности создаваемых форм были созвучны Мансурову, однако в дальнейшем урбанизм конструктивистов оттолкнул его. Художник испытал и сильное влияние супрематизма К. С. Малевича, но уже в 1922 г. пришел к выводу, что активное воздействие на зрителя оказывают не только плоские, но и объемные геометрические формы. Важную роль для него сыграла концепция пластического пространства М. В. Матюшина. Молодого художника поражала и тщательная "сделанность" картин П. Н. Филонова, у которого он заимствовал и сам термин "живописная формула" для обозначения многих своих композиций. Деятельность Мансурова в первые послереволюционные годы была интенсивной и разнообразной. В 1918-19 гг. он создает декорации к балету "Упманн, или Курительная штука" на музыку А. С. Лурье, участвует в оформлении "Мистерии-буфф" В. В. Маяковского, иллюстрирует брошюру Н. Н. Пунина "Бедные люди", украшает декоративными панно "Европа" и "Азия" Исаакиевскую площадь к первой годовщине Октябрьской революции, участвует в Первой государственной свободной выставке произведений искусства (1919).
Картины художника |