Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973)Родившийся в семье вятского священника, Ю. А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Одержимый желанием стать художником, он в 1921 г. приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г. В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В. В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора - сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии. В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конек-Горбунок" П. II. Криижа, "Пятьдесят поросят" К. И. Чуковского, "Три медведя" Л. И. Толстого. Тогда же он делал отличные - нарядные и увлекательные - литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах. В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске
(Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки,
Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам"
С. Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке "Кошкин дом" (1947). Новый
успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко"
(1947) и "Небылицы в лицах" (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно,
по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом
его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки"
(1964) и "Радуга-дуга" (1969). Между тем книжная графика составляла лишь одну сторону его творчества.
Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой
цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался
под руководством К. С. Малевича в Гинхуке, обучался и аспирантуре при
Всероссийской АХ. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией
борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших
коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием
и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах,
подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной
форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции
русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.
Картины художника |