Шильдер Николай Густавович (1828-1898)До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. "Искушение" — одна из них. Чистый образ девушки (и это подчеркивается художником белой кофточкой героини) противопоставлен сводне, пытающейся соблазнить несчастную браслетом. В тесной и бедной каморке тяжелобольная либо умирающая мать, что еще больше усиливает трагизм происходящего. Наверное, вся сцена излишне сентиментальна. Художнику, испытывающему сильное влияние П.А. Федотова, явно не хватает таланта последнего. И все же картина примечательна, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, она вторая (или первая) из двух картин, приобретенных П.М. Третьяковым и положивших начало великому собранию произведений русских художников. А это означает, что молодой купец — коллекционер, патриот — что-то нашел в ней (возможно, безыскусность и простоту) и приобрел наряду со "Стычкой с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова. Во-вторых, Н. Шильдер написал свою картину, являясь учеником Академии художеств, куда он поступил в 1846 году и где обучался под руководством известного преподавателя батальной живописи Б.П. Виллевальде. И обращение молодого художника к острой бытовой теме, своего рода язве российского общества, есть свидетельство его высокой внутренней отзывчивости. В критической составляющей национального изобразительного искусства уже прозвучал одиночный выстрел П.А. Федотова, впереди будут залпы представителей "критического реализма". Картина же Н.Г. Шильдера написана во времени в преддверии великого обличения, что делает честь молодому живописцу.
Впоследствии Н.Г. Шильдер отошел от тональности и тем своих первых картин. Известно, что он "набил руку" в писании портретов русских императоров и членов их семей. Этим зарабатывал на хлеб и воду, кисти и краски. Судьбы человеческие не всегда бывают предсказуемыми.
Картины художника |