Светославский Сергей Иванович (1857-1931)Приехавший из Киева в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Сергей Светославский настолько успешно проходил курс обучения (1874—1882) у А.К. Саврасова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, что своей первой самостоятельной работой Из окна Московского училища живописи (1878) порадовал не только своих учителей, но и великого ценителя и собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции. Картина имела и другое важное значение для С. Светославского — она положила начало циклу картин, написанных будто из окна того или иного здания в Москве и Киеве: "Дворик" (1884), "Постоялый двор в Москве" (1892). Художник не стремится показать парадные виды больших городов — напротив, его дворики сознательно заурядны, часто несут чувство сострадания к неустроенности человеческой, городской жизни. С.И. Светославский совершал
длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая
по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще
Российской империи. К сожалению, болезнь глаз наложила с начала 1920-х
годов табу на работу художника. По поводу одной из представленных картин
следует сделать два замечания: во-первых, вновь, после стараний И.С.
Глазунова, появилась возможность написать кусочек Москвы из окна теперь
Российской академии живописи, ваяния и зодчества, и, во-вторых, есть
и потери: церковь Фрола и Лавра, главы которой изображены на полотне,
осталась в прошлом.
Картины художника |