Матвеев Федор Михайлович (1758-1826)Мастер классицистического пейзажа, один из одаренных и ценимых питомцев АХ. Был послан для совершенствования в Италию и... на родину больше не вернулся. Не захотел? Не смог? Вероятно, и то и другое. Ф. М. Матвеев был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте его определили в Воспитательное училище при Петербургской АХ. Заканчивал он обучение в пейзажном классе Сем. Ф. Щедрина. В 1778 г. получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим. Там он быстро усвоил принципы входящего в силу классицизма и стал последовательным классицистом. Каковы эти принципы в пейзажной живописи? Изображая конкретный вид, выбрать наиболее величественное и достойное. При этом увидеть в изображаемом его идеальный прообраз. Есть и образец - искусство античности, которое во времена Матвеева вызывало необычайный интерес, доходящий до всеобщего восторга. Требование "благородной простоты и спокойного величия" (И. И. Винкельман) предполагало в живописи гармонию и ясность: симметричную, уравновешенную композицию с обязательным делением па три плана и боковыми "кулисами", скульптурное понимание формы, локальный цвет (то есть собственный цвет предмета без учета его изменения под воздействием света и воздуха). Лучшие произведения Матвеева - "Вид в окрестностях Неаполя" (1806), "Вид на Лаго-Маджоре" (1808), "Вид Рима. Колизей" (1816), "Вид Больсенского озера в Италии" (1819) и др. Эти пейзажи имеют редкое достоинство: при всей своей идеальности они не превращаются в схему, здесь есть живое чувство. По свидетельству современников, Матвеев так обожал природу, что работал на натуре целыми днями, часто забывая о еде. В то же время его реальность - преображенная, возвышенная, даже героическая. Писал он и сочиненные пейзажи. В Италии Матвеев прожил сорок семь лет. Сначала ему мешало вернуться в Россию чувство свободы творчества, которого на родине не было. Потом мешали постоянно растущие долги. Он приобрел известность и уважение, ему покровительствовали образованные русские вельможи. Однако платили за работу мало. Несколько раз Матвеев обращается в АХ с просьбой помочь оплатить долги и прислать денег на дорогу домой, отправляет туда свои картины. Однако АХ оказалась слишком бережливой. Только в 1819 г. ему назначили пенсию 500 талеров в год. Матвеев умер в Италии в
преклонном возрасте. Молодой Сильвестр Щедрин посещал мастерскую
Матвеева в Риме и находил его одним из лучших современных
пейзажистов, отмечал профессиональное мастерство и легкость
исполнения, точность в передаче натуры (вплоть до формы листьев
разных пород деревьев), теплоту колорита, освещение и неподражаемое
умение писать дальние планы.
Картины художника |