Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)
Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из
основоположников русской светской живописи, мастер
монументально-декоративного искусства, первый русский
заграничный пенсионер, получивший полное академическое
образование, первый руководитель Живописной команды в
Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).
Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву
— художнику, чье живописное мастерство «определило яркое
самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало
значительной вехой в его развитии.
Биография живописца,
составленная по крупицам неутомимыми исследователями,
по-прежнему изобилует белыми пятнами. По исповедальным
книгам удалось установить только год рождения Матвеева и
определить, что по происхождению он был из разночинцев. Но
ни место рождения, ни имя отца, а значит, и его отчество, до
сих пор неизвестно.
В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный
автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал
о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе
пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его
ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.
Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Царь-реформатор
и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и
собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял
на выучку к иностранцам. И если изначально его интересовали
ремесла и науки, то в 1716 г.это стремление распространилось
и на все искусства. Первые живописные петровские пенсионеры
выехали в разные страны и города. Братья Никитины были
отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим.
Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в
амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда
Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург
сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких
хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и
проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на
четвертом году обучения он отчитывается в письме перед
Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург
две свои картины. «А именно партреть Вашего Величества,
который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера
моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха».
Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в
Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были
исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды
ученику разрешили продолжить свое образование.
6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую
академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал
неизвестный в наше время художник Спервер. Учителя
прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы,
дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. От
пенсионерских лет, составивших половину его сознательной
жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре
картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I,
Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725
г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.
И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими
лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет
Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Все
академические работы подтверждают, что Матвеев овладел
разными живописными манерами, в совершенстве освоил
композиционное построение и особенности разноплановых
произведений.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером
европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел
занять положение, равное «первому придворному маляру»
Л.Караваку.
Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. мало
располагала к творчеству. Царствующие особы, часто
сменявшиеся на престоле, не интересовались русским
искусством, а тем более судьбой молодого художника.
Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое
русское. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины),
казней (П. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся
празднеств и засилья иноземных временщиков. Так, место
начальника Петербургской Канцелярии от строений занял бывший
парикмахер А. Кармедон.
Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать
Матвееву. Спасала только нехватка «живописных мастеров», и
он был завален многочисленными художественными работами.
Каких только заданий не исполнял получивший академическое
образование Андрей! Его мастерство было многогранным и
универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот,
орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация
монументально-декоративных произведений...
Работы художника
|