Маковский Константин Егорович (1839-1915)К. Е. Маковский родился в семье художника, одного из основателей МУЖВЗ. С детства, вместе с братом, будущим художником В. Е. Маковским, был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 г., оставив Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в АХ. В 1863 г., будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников "бунта четырнадцати", выступивших против консервативной системы преподавания. В результате в составе группы "бунтовщиков" он покинул стены АХ, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Произведения Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) - подлинная галерея колостям, эти полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов. В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину "Болгарские мученицы". Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни. Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х гг. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения. Особое место в творчестве Маковского занимал
портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была
чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные
идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень
ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и
меха, художник старался представить портретируемых в самом
выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в
психологические характеристики моделей. По выражению И. Н.
Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы
известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой
(1877) и др. Исключение составляют "Портрет оперного певца О. А.
Петрова" (1871), "Портрет старухи в чепце" (1874) и, наконец,
портрет-картина "Алексеич" (1882), правдиво изображающая старика у
кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о
том, какой крупный талант был заложен в Маковском.
Картины художника |