Лебедев Владимир Васильевич
(1891-1967)
В. В. Лебедев рано стал профессионалом - уже с
1911 г. он публиковал рисунки в журналах, продолжая при этом
доучиваться в различных частных студиях Петербурга. Главной школой
для него всегда оставалась собственная творческая практика,
подгоняемая ненасытным стремлением к совершенству, и учился он на
протяжении почти всей жизни.
Даже будучи профессором петроградских ГСХМ
(1918-21), он настойчиво постигал принципы живописи кубизма,
реализовав свои поиски в графической серии "Прачки" (1920-25), а
также в политических плакатах "Окон РОСТА" (1920-21)
Смелое упрощение и уплощение формы, резкие
сопоставления немногих ярких цветов придавали его композициям
своеобразную монументальность. Как прямое продолжение плакатов была
выполнена серия сатирических рисунков "Панель революции" (1922),
принесшая художнику известность.
Наиболее сильно и плодотворно искания
Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты
помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921),
открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было
развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, -
"Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все
1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.
Лебедев возглавлял в 1924-33 гг.
художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы
Государственного издательства, превратив его в центр создания
высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство
художников своего поколения -
В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина,
В. М. Ермолаеву,
воспитал молодых - А. Ф. Пахомова,
Ю. А. Васнецова, Е. И.
Чарушина, В. И. Курдова,
Э. А. Будогоского и др.
Напряженная издательская деятельность нисколько
не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые
сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная
работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки",
"Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных
натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.
В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи,
сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и
небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после
иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд
отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д.
Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от
холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному
началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической
живописи.
Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг.
и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты
импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето
- попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и
"Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление
нового этапа в творчестве художника.
Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось
резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с
В. М. Конашевичем, стал
объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда",
1936, 1 марта).
Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников
детской книги, была частью широкой идеологической кампании,
направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события
произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.
В годы войны Лебедев жил в Москве, где
сотрудничал в плакатной мастерской "Окон ТАСС", иллюстрировал книги.
Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград
(1950).
Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку - "Откуда стол
пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три
медведя" Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно
свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали
натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми
вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение
идеологической обстановки в 1950- 60-х гг., позволившее художникам
немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы
жизни стали затянувшейся творческой агонией этого некогда
блистательного мастера и сильного человека.
Картины художника
|