Кругликова Елизавета Сергеевна (1865-1941)Е. С. Кругликова очень рано осознала свое призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства, царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила, обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ. В 1895 г. уехала в Париж и надолго обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих поездках по Франции. В Париже она занималась в студиях А. Витти и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерская на улице Буассонад вскоре сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых и незнакомых посетителей, причем не только художников. Лишь начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. Последней данью любимому городу стала ее книга "Париж накануне войны..." (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой художницы. Творчество Кругликовой было довольно
специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными
графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими.
Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие,
полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак,
акватинта, меццо-тинто. Развитие русской гравюры в XX в. было немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой появились первые ученики (среди них М. А, Волошин, К. Е. Костенко и др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде). Наиболее весомых результатов Кругликовой
удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909
г.) была монотипия - старая, но практически исчезнувшая техника,
позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих
изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и
жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой
техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее. Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок.
1000 работ) серия портретных изображений современников,
преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение
почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А-
Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное
сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая
выразительность придают им характер своеобразного художественного
документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного
событиями времени. Картины художника |