Корин Павел Дмитриевич
(1892-1967)
Л Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и
трагических фигур в русском искусстве XX в.
Родился он в знаменитом селе Палех в семье
потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена.
Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911
г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью
церкви Марфо-Мариинской обители.
Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство
как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством
А. А. Иванова, преклонение
перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю
жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать
продолжателем великих традиций русской живописи.
В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но,
неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами,
осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной
цели.
В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин
словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует,
изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные
течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают
ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не
вверх, а вниз.
В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов,
обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В
Москву на его похороны собирается вся православная Россия.
Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский
человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось
бы обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной
правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон
патриарха.
Вскоре началась работа над
подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал "Реквием".
Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный
пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно
прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения
грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в верности великой
национальной традиции, своим постоянным учителям - А. А. Иванову и
М. В. Нестерову. Работа над этюдами к большой картине заняла десять
лет.
Последний портрет - митрополита Сергия,
будущего патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для
искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют
уникальную портретную серию. Православная Русь - от нищего до высших
церковных иерархов - предстает перед зрителем. Персонажи объединены
общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом
каждый обладает индивидуальным характером.
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно
посещает М. Горький. От него картина получила новое название - "Русь
уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и "прикрыло"
художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и
Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых
мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет
Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный
стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная
форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с
введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная,
многослойная, с использованием лессировок (Корин - блестящий знаток
техники живописи).
Картины художника
|