Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург)
(1832-1902)
Выдающийся
русский художник-пейзажист.
Племянник Петра Карловича Клодта - выдающегося русского скульптора,
педагога.
В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании
которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в
Сев. Франции.
В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же
году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и
"Вид реки Аа".
С целью изучения родной природы совершал многочисленные
поездки по России. Работал в 60-е годы в традициях демократического
направления русского искусства.
Клодт создал реалистические пейзажи: "Большая дорога осенью" (1863),
"Вечерний вид в Орловской губернии", за который в 1864 получил звание
профессора, "Закат солнца в Орловской губернии" (1867) и др.
Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в
котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и
реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам
крестьянской России.
Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения,
безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей,
великолепное мастерство перспективных решений, строгость и
стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием
человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего
плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и
неба с облаками.
Картина "На пашне" (1871), представленная на I
Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым
полотном А.Г.Венецианова.
Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую
широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам.
Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный
ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили
художнику создать впечатление панорамного изображения с
беспредельным пространством. Художнику удалось тонко передать
ощущение теплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом.
С Венециановым роднит его лишь ощущение радости крестьянского труда,
плодовитой щедрости природы.
Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным
эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие,
неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально
окрашенного присутствием человека ("Вечерний вид в Орловской
губернии", 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск).
В 70-х гг. 19 в. под воздействием творчества
И.И. Шишкина в
искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы
("Лесная даль в полдень" 1878, и др.).
В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять
их негативное отношение к академическому художественному методу.
После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало.
С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.
Работы художника
|