Кандинский Василий Васильевич
(1866-1944)
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов,
потомков каторжан. В детские годы путешествовал с
родителями по странам Европы и по России. В 1871
семья осела в Одессе, здесь будущий художник
закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом
в 1889-91) учился на юридическом факультете
Московского университета. В 1889 ездил с
этнографической экспедицией по Вологодской губернии,
где углубленно знакомился с древнерусской иконописью
и народным творчеством.
Около 1895 отказался от
карьеры университетского профессора и полностью
посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в
Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг.
Кандинский много путешествовал по Европе и Северной
Африке, приезжал в Россию, но постоянным
местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем
деревню Мурнау в Баварских Альпах.
Период раннего творчества
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления
служили основой для создании ярких красочных
пейзажей, иногда с романтически-символической
загруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903).
Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под
знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня
Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909)
художник совмещал ритмико-декоративные черты
русского и немецкого модерна (югендстиля ) с
приемами пуантилизма и стилизацией под народный
лубок. В части работ Кандинский развивал
ретроспективные фантазии, свойственные мастерам
круга «Мир искусства» («Дамы в кринолинах», масло,
1909, Третьяковская галерея). Художник
синтетического склада, Кандинский работал также в
сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы
женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики
(лепка в глине), экспериментировал с живописью по
стеклу.
Возникновение абстрактных произведений
В 1910 создал первое абстрактное произведение и
написал трактат, озаглавленный «О духовном в
искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке,
фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И.
Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде
художников в Петербурге). Выдвинув в качестве
основополагающего фундамента искусства его духовное
содержание, Кандинский считал, что сокровенный
внутренний смысл полнее всего может выразиться в
композициях, организованных на основе ритма,
психофизического воздействия цвета, контрастов
динамики и статики.
Абстрактные полотна группировались художником по
трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и
«Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета,
энергичность линий и пятен его живописных композиций
были призваны выразить мощные лирические ощущения,
сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией,
видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних
переживаний в беспредметных композициях Кандинского
становилась колористическая и композиционная
оркестровка, осуществленная живописными средствами —
цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью,
контрастным столкновением красочных пятен.
Большое внимание художник уделял графике, в
особенности гравюре на дереве.
Экспрессивно-беспредметные графические композиции
украсили немецкую книгу стихов Кандинского «Звуки»
(1913).
Участник множества русских и европейских
выставок, художник умел консолидировать вокруг себя
единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене
группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое
художественное общество — Мюнхен», в 1911 был
инициатором возникновения объединения «Синий
всадник». В первом альманахе «Синего всадника»
(1912) была помещена сценическая композиция
Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана —
готовившаяся постановка, призванная синтезировать в
органическом единстве цвет, свет, движение и музыку
(не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).
В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского
«Живопись как чистое искусство» на немецком языке и
альбом его работ (1901-1913).
Продолжение
Работы художника
|