Греков Митрофан Борисович (1882-1934)Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма. Детство и юность будущего художника прошли на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище. После его окончания в 1903 г. Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую АХ, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911). В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу "Волы в плугу", за которую удостаивается звания художника. С 1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, - "Бредут", "Корниловцы" (обе 1919), "Отверженные. Отступление корниловцев" (1922). Вместе с композицией "Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск" (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю. Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина. В 1923 г. художник завершает картину "В отряд к Буденному", имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова. В произведениях, написанных в последующие годы, начинает преобладать сильная динамика, страстный порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую глубину. В конце 1920-х гг. им создаются "Тачанка. "Пулеметам двигаться вперед!"", "Взятие Новочеркасска" (обе 1925), "Красные части занимают хутор" (1926), "Кавалерийская атака" (1927), "Бой под Егорлыкской" (1927-29). Весь строй этих полотен проникнут романтическим революционным духом, выраженным в стремительном, вихревом движении людей и масс воздуха, недаром грековская "Тачанка" стала своеобразным символом гражданской войны.
Картины художника |