Грабарь Игорь Эммануилович
(1871-1960)
Природа наделила И. Э. Грабаря многими
дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел
реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом,
художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным
деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в
течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому
темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей
художественной жизни страны.
В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе
сторонников славянского освободительного движения, поселились в
России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее
(1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к
художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию
Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.
Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду,
почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в
университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах
сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к
поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе
на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для
журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней
Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается
в мастерской очень почитаемого им
И. Е. Репина.
Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь
совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь.
В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в
Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь
на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и
углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного
образования".
В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и
тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий
период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу,
ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное
дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее
известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима.
Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все
1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь
пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских
импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски,
любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это
величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из
глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он
работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от
"перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой
эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным
слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по
замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким
увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении,
не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать
ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В
этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после
русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.
Картины художника
См. также: http://igor-grabar.ru
- сайт о художнике И.Грабаре.
|