воины, русалка, картина, палки, весна, ночь, собака, крест, люди, подсвечник, Гжель, военный, сумерки, рыба, вечер, Яхты, стачка, корабли, толпа, Египет, ванная, крепость, Крым, пушки, горы, остров, букет, самовары, мостик, зелёный, пейзаж, зима, город, белые, пруд, азартные игры, лес,
код ссылки на нашу галерею
|
Флавицкий Константин Дмитриевич
(1830-1866)
Автор картины «Княжна Тараканова», Константин
Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье
чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в
воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него
проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал
пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в
Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора
Ф. А. Бруни.
Петербургскую АХФлавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью,
присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата
Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью
совершенствования мастерства. Шесть лет (1856-62) художник провел в
Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая,
полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в
Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание
почетного вольного обшника АХ.
В картине очевидно влияние К П. Брюллова - кумира академической
молодежи середины XIX в. И хотя Флавицкий значился в АХ учеником Ф.А.Бруни, фактически он принадлежал к числу тех, кто боготворил
Брюллова. Первая крупная работа Флавицкого не имела успеха. Крамской
справедливо назвал ее «трескучей и театральной, лишенной всякого
самостоятельного отношения к действительности». Появившаяся на свет,
два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику
большую известность.
Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено
событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли
незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных
исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что
в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, «в миру»
носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась
загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались
большие почести. Умерла она в монастыре.
Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной
судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок,
сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском
музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет
писал "Княжну Тараканову", показав последний час княжны Таракановой
не таким, каким он был в действительности.
На полотне была запечатлена легенда, а не историческая
действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию
Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю
Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась
на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два
года до этого наводнения.
Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова
была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На
картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном.
При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно
трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом
смерти не могла покинуть столь важную преступницу.
Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев
полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его
прабабки. И царь повелел в каталоге картин против произведения
Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой
картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической
истины».
Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов,
выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев на выставке
полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей
школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина имела
огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том
числе на Всемирной выставке в Париже.
Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини,
художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает
«низменные» детали, которые раньше не осмелился бы ввести в
историческое полотно художник-академист.
На картине — легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и
продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого
умаляется та большая художественная сила полотна, с которой
действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?
Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков
обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного,
искусства. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся
желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились
с братьями Флавицкого.
Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет, умер от
чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической
школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов, и остался
в памяти потомков, как мастер одной картины. Место в истории
русского искусства художник завоевал картиной «Княжна Тараканова»,
которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.
Работы художника
|
художник Флавицкий Константин Дмитриевич
, русский художник Флавицкий Константин Дмитриевич
, биография художника Флавицкий Константин Дмитриевич
, информация о художнике Флавицкий Константин Дмитриевич
|