Ершов Игорь Иванович (1916 – 1985)Родился 7ноября в семье известнейших музыкантов. Его отцом был прославленный оперный певец Иван Ершов, мать Софья Акимова -певица и педагог вокала. Многим художникам 60-70х годов, коллегам по цеху, Игорь Ершов запомнился как человек неуёмного характера, часто не согласным с привычным отношением к искусству. Суждения его были подчас резки, но всегда принципиальны. И.И. Ершов окончил Академию Художеств им.И.Репина в 1947 году. Учился сначала на живописном отделении в мастерской И.Бродского, а потом перешёл на графический факультет, где педагогами его были Шилинговский, Зайцев, И.Билибин и К.Рудаков. Эта плеяда "последних маэстро" незабвенного Серебряного века навсегда сложила взгляды Ершова. Дипломной работой впоследствии опубликованной в Академическом собрании сочинений А.С.Пушкина были иллюстрации к "Медному Всаднику". По этой же работе он был принят в Союз Художников. В 1948 году перед художников встал непростой выбор, идти ли по пути изобразительного искусства или стать... оперным певцом. У Игоря Ершова были замечательные данные, ярко выраженный актёрский талант, а в сочетании с большим голосом ( баритоном) и прекрасной внешностью, это обещало блестящую театральную карьеру. К концу 1948 года он пропел на сцене Малого оперного театра в Ленинграде уже два сезона. Имел успех в опере "Война и Мир" С.С. Прокофьева в роли Куракина и начал сниматься в фильме-опере "Дон Жуан". Но в результате раздумий Ершов решил, что это не его путь, не его судьба. А хотелось ему идти путём творчества, - создания, а не исполнительства; искать себя в изображении, живописи и рисунке. В годы 1948-1954 художник пережил самые трудные для себя времена раздвоенности. Это была работа по писанию и рисованию "сухой кистью" портретов вождей, рабочих, колхозников, а чуть позже перешёл к иллюстрированию детских книг. В те годы появились первые его акварели и рисунки отдалённо напоминающие будущие картины (1956-1960). Серия этих работ находиться сейчас в фондах Русского Музея в Санкт-Петербурге. От природы Игорь Ершов обладал редким даром "точного" копирования натуры. Он сам признавался, что этот "подарок природы" ему очень мешал впоследствии перейти к "экспериментам" в живописи, начать поиски в абстракции, в беспредметном искусстве, где в основе всего лежат совсем другие задачи нежели копия. До недавнего времени в Военно-морском музее СПб, в постоянной экспозиции этого музея висела картина И.Ершова на тему о подвиге бойца, выносящего из боя раненного командира. Как далеко впоследствии художник ушёл от этой официальной "заказной" живописи! С приходом хрущёвской оттепели многое изменилось в сознании людей. Ершов отказался от "сухой кисти" окончательно и полностью погрузился в обучение самого себя. Он сам всегда говорил: "Я начал изучать свой предмет заново. Для меня открылся мир новой пластики, незнакомой формы, цвета, рисунка..." В те годы после столь долгого пробела для думающей и жаждущей знаний художественной интеллигенции началась настоящая весна.
Игорь Ершов поглощен хождением в Эрмитаж. Где вновь открыты для всеобщего
обозрения импрессионисты, Пикассо, Брак, Матисс, Моне и другие художники. Он
проводит часы в Публичной библиотеке, где листает книги с репродукциями
современной западной живописи. Большим событием тех лет стал выход в свет
замечательного исследования англичанки Камиллы Грей. Под названием "Русский
эксперимент" о художниках двадцатых годов в России. Русский музей для
И.Ершова стал постоянным местом посещения, копирования, изучения. Часами он
просиживает перед иконами, рассматривает русские вышивки, кружева,
палеховские коробки. Как всё увиденное и познанное странно и необычно
преломиться в художнике и найдёт своё отражение в новых поисках Ершова. Он
переживёт несколько периодов и каждый из них будет логично переходить из
одной пластической формы в другую. Если выстроить сегодня ясную картину
творчества Игоря Ершова, то можно разделить всё на следующие этапы:
соцреализм, импрессионизм, абстракционизм и иконно-сказочный символизм. В
музеях России можно встретить пожалуй все эти периоды, а на Западе ( Лондон
и Париж) находятся абстрактные работы.
Картины художникаИнформация предоставлена Ксенией Игоревной Кривошеиной (Ершовой) xenia@neuf.fr |