Канал Грибоедова, зелень, ёлки, азартные игры, Исаакиевский собор, синий, лошадь, рыбак, лес, корабли, Гжель, поле, окно, рыба, облака, дома, толпа, сирень, фурнитура, канал, город, дорога, яркий, русалка, пастбище, Франция, груши, Китай, блюдо, калина, кувшинки, стол, карты, Россия, голгофа, озеро, лодка,
код ссылки на нашу галерею
|
Ерменёв Иван Алексеевич
(1746- после 1792)
"Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь
немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой,
досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических
сведений, да еще таких скудных", - писал А. Н. Савинов, автор
единственной монографии о художнике (1982).
С того времени ничего не изменилось. Не
обнаружены новые документы. Не увеличился список его работ,
состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о художнике
известно немногое.
В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев
окончил Петербургскую Академию Художеств. Здесь он занимался в
архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, а
завершил обучение в живописном классе
С. Торелли, прославившегося
своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью
барочного стиля.
Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам
композициях-аллегориях "На бракосочетание цесаревича Павла Петровича
и Наталии Алексеевны" (1773) и "Благоденствие России" (1774).
Однако самой значительной работой художника,
обеспечившей ему почетное место в истории русского искусства, стала
серия из 8 акварелей "Нищие". Относительно ее датировки у
специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия
выполнена в период от середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда
художника в Париж. Шесть листов изображают одетых в лохмотья слепых
стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное
впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие,
как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на
фоне низкого горизонта. Две другие акварели - "Поющие слепцы" и
особенно "Крестьяне за обедом" - отличает жанровое решение темы,
сближающее их с работами современника Ерменева - живописца
М. Шибанова.
Однако никому из русских художников ни до ни
после Ерменева не удалось показать человеческие страдания в
эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом, как
это сделал он.
Весной 1775 г. имя Ерменева значится в
списках допущенных к занятиям в классах парижской Королевской
академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до 1788
г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько
рисунков. "Жанровая сцена. Мужчина у стола" и "Аллегория" датированы
самим художником: "1788 г.". Более ранние датировки трех других
рисунков предложены А. Н. Савиновым: "Христос среди учителей",
"Милосердный самаритянин" (оба второй половины 1770-х - начала
1780-х гг.), "Поклонение пастухов" (не позднее января 1781 г.).
Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому
направлению того времени. Они выполнены в традициях французской
академической школы. Тем большее значение приобретают рисунки,
относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в Париже и
свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном
представлена бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого
художника. Другой рисунок в аллегорической форме передает тяжелую и
смутную атмосферу ожидания надвигающихся грозных событий. Ерменев
вынужден был покинуть Францию накануне революционных потрясений.
О последнем, петербургском периоде жизни
художника почти ничего не известно. Не сохранилось ни одного
произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного
офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и даты его смерти.
Картины художника
|
художник Ерменёв Иван Алексеевич
, русский художник Ерменёв Иван Алексеевич
, биография художника Ерменёв Иван Алексеевич
, информация о художнике Ерменёв Иван Алексеевич
|