композиция, берёзы, лето, Никольский собор, листья, Крым, люди, море, человек, пастбище, каналы, скульптура, маки, зима, мост, машины, деревья, стол, модель, урожай, ню, Блок, берег, крепость, завод, корабли, Лазурный берег, улица, обнаженная, набережная, Алтай, карты, розы, пейзаж, Фонтанка, ваза, сумерки,
код ссылки на нашу галерею
|
Добужинский Мстислав Валерианович
(1875-1957)
М. В. Добужинский был сыном артиллерийского
офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После
первого курса юридического факультета Петербургского университета
Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию
Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899
г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил
художественные занятия в студиях Мюнхена.
Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он
сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых
заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике -
рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел
впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где
величественная классическая архитектура фантасмагорически
соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.
Тема города сразу сделалась одной из главных в
его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых
по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж
оказывается важным компонентом многих его произведений.
Добужинский занимался и станковой графикой, и
живописью, успешно преподавал - сначала вместе с
Л. С. Бакстом в частной
художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных
заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное
убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать
популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы
в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно
оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф.
Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И.
С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).
Большой успех исполненных им декораций
положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным
театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю
"Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы".
Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую
работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной
сценографии.
Театр Добужинский не оставлял и в
дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено
достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в
искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов
"мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках
к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали
рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н.
С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского
(1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.
В своем движении к новому Добужинский
оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших
тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие
иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э.
Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.
Работы художника
|
художник Добужинский Мстислав Валерианович
, русский художник Добужинский Мстислав Валерианович
, биография художника Добужинский Мстислав Валерианович
, информация о художнике Добужинский Мстислав Валерианович
|