цветы, овощи, арбузы, жёлтый, машины, сад, лошадь, зима, девушка, натюрморт, нева, картина, бронза, сервиз, Блок, парк, Исаакиевский собор, люди, снег, шторм, лето, клетка, крепость, Гжель, россия, деревня, луг, весна, музыка, натурщица, цветёт, мальчик, ваза, Балерина, дорога, канал, хмурый,
код ссылки на нашу галерею
|
Ческий Иван Васильевич
(1777—1848)
Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских
граверов, во многом совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в
1793 г. попадают "по высочайшему повелению" в Петербургскую АХ, где
обучаются гравировальному искусству у И. С. Клаубера.
После
организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда
в качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с
другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И.
Д. Телегиным) они работают над серией видов Петербурга и загородных
дворцов.
В 1800 г. братья Ческие получают звания назначенных: Козьма
- за гравюру "Вид эскадры Черноморского флота", Иван - за "Вид
дворца в городе Гатчине со стороны сада".
В 1803 г. братья оставляют граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев,
Козьмы Ческого, отличается высокими достоинствами и тематическим
разнообразием. Он работал в классической технике резцовой гравюры на
меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены гравюры к атласу
путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание
академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу
другого известного путешественника - Г. А. Сарычева, который в
1780-90-х гг. исследовал побережье Северо-Восточной Сибири и
Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в гравюру
живописные портреты (например, графа М. А. Милорадовича, 1800-е),
сельские и городские пейзажи ("Вид Александровской площади в городе
Полтаве", 1808, с оригинала Ф. Я. Алексеева).
Однако лучшими среди
его работ, несомненно, являются гравированные романтические виды
загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина ("Вид
башни Пиль в Павловском парке", 1803, и др.). К сожалению, жизнь
художника оборвалась в самом расцвете, и он не успел в полной мере
реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150
гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в
технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи
(городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения
известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре.
Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды
загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина,
относящиеся к серии работ, связанных с деятельностью
граверно-ландшафтного класса: "Вид Каскада близ Шале в саду города
Павловска", "Вид крепости города Павловска со стороны озера", "Вид
Храма дружбы с Каскадом близ Шале в саду города Павловска" (все
1801-03) и др.
Картины художника
|
художник Ческий Иван Васильевич
, русский художник Ческий Иван Васильевич
, биография художника Ческий Иван Васильевич
, информация о художнике Ческий Иван Васильевич
|