Чехонин Сергей Васильевич
(1878-1936)
Сын машиниста Николаевской железной дороги, С. В.
Чехонин с пятнадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на жизнь -
служил конторщиком, чертежником, кассиром на пароходной станции.
Любовь к искусству привела его в Петербург, где он занимался в
Рисовальной школе при ОПХ (1896-97) и школе М. К. Тенишевой
(1897-1900), а кроме того, основательно изучал искусство керамики.
И начинал он свой творческий путь как
художник-керамист, успев поучаствовать в украшении многих крупных
сооружений начала века (в частности, гостиницы "Метрополь" в
Москве).
Ненасытная любознательность заставила его освоить
некоторые другие декоративные ремесла - оформление интерьеров,
роспись по фарфору, финифть, миниатюрную живопись, и все настолько
основательно, что едва ли не в каждой из этих областей он сумел
оставить заметный след.
Не довольствуясь достигнутым, Чехонин обратился к
графике. Сначала он сотрудничал как карикатурист в сатирических
журналах первой русской революции, потом занялся оформлением книг, и
очень успешно: в 1910-х гг. он оказался одним из тех немногих
мастеров, чье творчество определяло высокий уровень русского
книжного искусства (обложки книг М. Моравской "Апельсиновые корки",
1914; С. Маковского и Н. Радлова "Современная русская графика",
1917, и др.). Безупречно владевший шрифтом и орнаментом, Чехонин,
наряду с Д. И. Митрохиным и
Г. И. Нарбутом, принадлежал к "младшему
поколению" "мирискусников", поднявшему книжную графику на новую
высоту. Виртуозный мастер, декоративист и эстет, он своим эффектным
и утонченным стилем сумел ответить на запросы элитной части русского
общества и стал популярным, даже модным.
Но парадоксальным образом Чехонин смог оказаться
нужным и новому обществу, после того как разразилась социальная
катастрофа 1917-го. Жизнь его была теперь еще насыщеннее. Он
занимался общественной деятельностью, служил художественным
руководителем Государственного фарфорового завода в
Петрограде-Ленинграде (1918- 23 и 1925-27). Однако главным для него
по-прежнему оставалось собственное творчество. Он заметно изменил
свой стиль, привнеся в него динамичность и взволнованность. Этот
новый стиль - "советский ампир" (по остроумному определению
искусствоведа А. М. Эфроса) - Чехонин использовал во всем, что
делал: в книжной и промышленной графике, эмблематике и в
многочисленных росписях по фарфору, которые составили интереснейшую
страницу в истории этого искусства.
Он снова оказался модным, его работы порождали
массу подражаний, за ним следовали многие профессиональные
художники, и сотни непрофессиональных оформителей тиражировали его
находки по всей стране в бесчисленных лозунгах, транспарантах,
заголовках газет и журналов и т. д. С новым чехонинским стилем стала
прочно ассоциироваться революционная эпоха - драматичная, но еще
способная пробуждать патетические чувства.
Эпоха миновала, и Чехонин покинул Россию (1928).
Он жил во Франции и Германии, был все так же неутомим, много работал
в театре, почти не занимался ни росписью фарфора, ни книжной
графикой, зато отлично освоил декоративную роспись тканей, даже
сумел изобрести совершенно оригинальный способ многоцветной печати
по ткани. Умер он, по-видимому далеко не исчерпав своих удивительных
возможностей.
Картины художника
|