женщина, ню, ванная, полевые цветы, холст, дача, горы, полет, лето, набережная, зёрна, букет, каналы, дом, берёзы, наводнение, масло, горизонт, блюдо, чайники, капюшон, россия, белый, фрукты, кофе, композиция, толпа, полотенце, русский, лес, бронза, берег, парк, люди, девушка, яблоки, море,
 код ссылки на нашу галерею
|
Ческий Иван Васильевич
(1777—1848)

Творческие судьбы братьев Ческих, известных русских
граверов, во многом совпадают. Выходцы из крестьянской семьи, они в
1793 г. попадают "по высочайшему повелению" в Петербургскую АХ, где
обучаются гравировальному искусству у И. С. Клаубера.
После
организации в 1799 г. граверно-ландшафтного класса их переводят туда
в качестве граверов. Здесь под руководством Сем. Ф. Щедрина вместе с
другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И.
Д. Телегиным) они работают над серией видов Петербурга и загородных
дворцов.
В 1800 г. братья Ческие получают звания назначенных: Козьма
- за гравюру "Вид эскадры Черноморского флота", Иван - за "Вид
дворца в городе Гатчине со стороны сада".
В 1803 г. братья оставляют граверно-ландшафтный класс, не порывая, однако, связей с АХ.
Сравнительно небольшое по объему наследие старшего из братьев,
Козьмы Ческого, отличается высокими достоинствами и тематическим
разнообразием. Он работал в классической технике резцовой гравюры на
меди и акватинты. В 1811 г. им были выполнены гравюры к атласу
путешествий И. Ф. Крузенштерна, за которые художник получил звание
академика. Вслед за ними мастер награвировал 8 иллюстраций к атласу
другого известного путешественника - Г. А. Сарычева, который в
1780-90-х гг. исследовал побережье Северо-Восточной Сибири и
Алеутские острова. Помимо этого, Козьма Ческий переводил в гравюру
живописные портреты (например, графа М. А. Милорадовича, 1800-е),
сельские и городские пейзажи ("Вид Александровской площади в городе
Полтаве", 1808, с оригинала Ф. Я. Алексеева).
Однако лучшими среди
его работ, несомненно, являются гравированные романтические виды
загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина ("Вид
башни Пиль в Павловском парке", 1803, и др.). К сожалению, жизнь
художника оборвалась в самом расцвете, и он не успел в полной мере
реализовать свой талант.
Наследие Ивана Ческого составляют около 150
гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в
технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи
(городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения
известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре.
Наиболее известными, несомненно, являются большие по размерам виды
загородных царских резиденций с оригиналов Сем. Ф. Щедрина,
относящиеся к серии работ, связанных с деятельностью
граверно-ландшафтного класса: "Вид Каскада близ Шале в саду города
Павловска", "Вид крепости города Павловска со стороны озера", "Вид
Храма дружбы с Каскадом близ Шале в саду города Павловска" (все
1801-03) и др.
Картины художника
|
художник Ческий Иван Васильевич
, русский художник Ческий Иван Васильевич
, биография художника Ческий Иван Васильевич
, информация о художнике Ческий Иван Васильевич
|